Главная  |  Медицинский центр  |  Академия  |  Заочное обучение

 / eng                    
       

      Газета "Инь и Ян"

      Газета

      Права и обязанности

      Работа Академии

      Действительные члены

      Почетные члены

      Заочное обучение

      Семинар

      Карта сайта

 

     Информация

 

    

 

Основы Традиционной Китайской Медицины. Клиническое применение.

Красноярская Краевая Клиническая больница
 
Традиционная Китайская медицина (ТКМ), характерный элемент цивилизации Восточной Азии и одна из великих медицинских традиций мира, всегда пользовалась повышенным интересом как у специалистов, так и у людей, далёких от медицины. В результате расширения культурного обмена между Востоком и Западом с 50-60 годов прошлого века в нашей стране стали широко распространяться знания акупунктуры (иглоукалывание и прижигание). Но одновременно с этим возникла дискредитация этой области медицины. Связанно это с тем что в России нет целостности ТКМ.
 
Иглоукалывание и прижигание большинство врачей воспринимают как дополнительный параклинический метод лечения. В действительности ТКМ – это целостная медицинская система, включающая собственную теоретическую базу, диагностику, нозологические группы и разнообразные методы лечения (фитотерапия, иглоукалывание и прижигание, массаж туи-на, систему управления собственным обменом веществ и эмоциональным состоянием – ци-гун).
 
Так, когда многие мои коллеги узнают, чем я занимаюсь, то у них зачастую возникает неприязнь к моей работе. Но когда я объясняю основы этой медицинской системы, то практически все поражаются подходам к состоянию пациентов, целостности понимания и взаимосвязи психического и физического состояния.
 
На чем же основана китайская медицина, какие основные концепции?
 
Теоретическая система ТКМ имеет две типичные характеристики: простая материалистическая диалектика и интегральная идея – Небо и Человек взаимосвязаны.
 
Простая материалистическая диалектика
 
«Основная ци» – источник порождения и образования всего. Древние восточные философы считали, что источником космоса является основная ци. Все в мире было произведено основной ци, а именно, первичной ци. Ци – невидимый материальный элемент, который формирует все. Конечно, «все» также охватывает людей. Человек обеспечен основной ци из природы, и она называется ци, основная ци, жизненная ци, или первичная ци. Понятие ци проникло в медицинскую область. Ци – основной материал, который формирует не только организм, но и динамическую силу тела. Жизнедеятельность людей является проявлением движения ци. Различные комбинации ци могут порождать различные вещи. Так, согласно разным местам и разным функциям ци, определены конкретные названия ци, например, истинная ци, наследственная ци, питательная ци, защитная ци, ци печени, ци селезёнки, ци сердца, и т.п.
 
Интегральная идея – Небо и Человек взаимосвязаны
 
Небо и Человек взаимосвязаны. Это – уникальная особенность ТКМ, которая отличается от почти всей мировой медицины. ТКМ расценивает физиологические процессы и патологические изменения в организме человека как непосредственно связанные с Небом (природой). Многие сложные вещи находятся во взаимосвязи, такие, как расцвет и убывание инь и ян природы; пять элементов, которые составляют всё, то есть дерево, огонь, земля, металл и вода; движение солнца и луны, звезд. Климатические изменения весны, лета, осени и зимы; весеннее рождение, летний рост, осенний урожай и зимнее хранение; человеческая функциональная система, в которой пять органов цзан являются главными органами, – всё соединено таким же образом. Скрытые и внутренние связи Вселенной и человека демонстрируются невероятно выразительно.
 
Основные теории восточной медицины: инь-ян, пяти элементов, органов цзан-фу и проявлений, каналов и вторичных каналов, на основе этих теорий построены патогенез и патомеханизмы, болезни и симптомы, диагностические методы и терапевтические принципы.
 
Теория инь-ян утверждает, что все в физическом мире сосуществует в двух противоположных сторонах и что противоположные и связанные движения этих половин стимулируют изменения и развитие всего. Понятия инь и ян используются, чтобы описать эти две тесно связанные стороны.
 
Теория пяти элементов объясняет вообще взаимосвязи среди природных вещей и их относительно устойчивое состояние в течение функционирования. Её первичный принцип заключается в том, что мир состоит из пяти элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждый элемент может или стимулировать, или сдерживать другой. Это явление рассматривается или как взаимопорождение, или как взаимоугнетение (превосходство одного элемента над другим).
 
Теория органов цзан и проявлений рассматривает физиологическое функционирование внутренних органов, их патологические изменения и соотношения. Это – очень важная часть теоретической системы ТКМ. Термин «органы цзан» относится к внутренним органам, то есть, пять органов цзан (печень, сердце, селезенка, легкие, почки) и шесть органов фу (желчный пузырь, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник, мочевой пузырь и тройной обогреватель). Термин «проявления» означает внешние проявления функционирования внутренних органов.
 
Концепция органов цзан в ТКМ включает не только материальные внутренние органы, но и связанные с ними функции. Поэтому, просто приравнять органы цзан в ТКМ к внутренним органам в современной анатомии будет ошибочно.
 
ТКМ исходит из того, что сложная жизнедеятельность человека – это всесторонние функциональные отражения внутренних органов, работа органов цзан и органов фу тесно связана и не может быть разрознена. В дополнение к соответствующим функциям органов цзан-фу есть тесная взаимосвязь между одним органом фу и другим органом фу, между одним органом цзан и другим органом цзан, между органами цзан и органами фу и между органами цзан-фу и внешними органами и тканями в процессе жизнедеятельности. Все они имеют тесную взаимосвязь с природными условиями.
 
Основные компоненты этой теории включают пять органов цзан, шесть органов фу, постоянные чудесные органы фу (головной и спинной мозг, матка, кости, кровеносные сосуды и желчный пузырь), эссенцию (то, что ответственно за рост, развитие, размножение и определяет прочность конституции человека, проявляется физически у мужчин в виде спермы, у женщин яйцеклетками), дух, ци, кровь, жидкости, и т.д. Из них пять органов цзан – главные участники.
 
Теория каналов и вторичных каналов охватывает исследования физиологического функционирования и патологических изменений системы каналов и вторичных каналов человека. Это важная часть теоретической основы ТКМ. Первичные функции каналов и вторичных каналов – ход ци и крови всего организма, связь органов цзан-фу и конечностей, соединение верхней и нижней части организма, внешнего и внутреннего. Следовательно, каналы и вторичные каналы связывают все части тела в одно органическое существо.
 
Теория каналов и вторничных каналов чрезвычайно значима в физиологии и патологии. Она также играет определенную направляющую роль в различных клинических предметах, особенно в акупунктуре, которая использует эту теорию как логическое обоснование.
 
Теория патогенеза исследует все болезнетворные факторы и их свойства, классификацию и характеристики вызываемых этими факторами заболеваний. Эта теория также описана во Внутреннем Каноне Желтого Владыки и основана на интегральной идее, что Человек и Небо взаимосвязаны. Основа теории – концепции инь-ян, пяти элементов, органов цзан и проявлений, и теория каналов и вторичных каналов. Она утверждает, что причины болезней включают воздействие внешних патогенных факторов, эмоциональные нарушения, несбалансированную диету, неправильный образ жизни, физическое, умственное и сексуальное истощение, ранение при падении, перелом, ушиб или растяжение и другие такие же факторы. Среди этих воздействий есть внешние факторы, которые, вторгаясь в тело, проникают в ян, и внутренние факторы, которые, возникая внутри, поражают инь. Так как внешние и внутренние причины болезней и их проявления имеют много разновидностей, в клинической практике врач должен синтезировать все симптомы, определяя исходную причину болезни. О таком подходе говорится: «Обнаруживая симптомы, искать причину».
 
Диагностические методы – способы, использующиеся для сбора клинических данных, которые анализируются с учетом теорий инь-ян, пяти элементов, органов цзан и проявлений, каналов и вторичных каналов, патогенеза и патомеханизмов и т.д., чтобы идентифицировать синдром и определить оптимальные методы лечения. Применяемые диагностические методы напрямую относятся к идентификации синдрома и определению лечения.
 
Диагностические методы, заимствованные из Внутреннего Канона Желтого Владыки, включают четыре пункта: наблюдение, осмотр и аускультацию, опрос, ощупывание пульса и пальпацию. В поздние периоды они названы «четыре исследования». Однако некоторые конкретные методы в четырех исследованиях редко используются в практике сегодня вследствие ряда исторических причин, но врачи всегда придерживаются их идеологии и теории. Развитие диагностики в ТКМ во многом основано на содержании «Канона».
 
Терапевтические принципы – основные правила лечения болезней. Различные терапевтические принципы основаны на интегральной идее, развитой из соответствующих данных, собранных четырьмя исследованиями, и созданы согласно различным болезням и симптомам. Методы лечения зависят от использования различных величин, применимых к разным обстоятельствами, разным индивидуумам, и разных частям организма; верхушка и корень; плановость и неотложность; прямое лечение и парадоксальное лечение; согревание холода и охлаждение жара и так далее.
Терапевтические методы – определенные способы лечения болезней, в соответствии с указаниями терапевтических принципов, согласно виду болезни и симптомам. Определенный метод относится к определенному принципу. Например, терапевтический принцип «опорожнять избыточное» включает такие терапевтические методы, как выпускание внешнего, вызывание рвоты, рассеивание и выведение, очищение кишечника с помощью слабительных и т.д. Терапевтический принцип «восполнять недостаточное» включает такие терапевтические методы, как обогащение ци, увлажнение инь, согревание ян, питание крови, и т.д.
 
Вы ясно видите, что концепции и теории ТКМ отличаются от понятий Западной медицины. Но при этом современная фармакология не использует и 10% трав известных в восточной медицине. Я ни в коей мере не умоляю достоинств современной медицины и технологии.
 
Кто противопоставил Западное и Восточное?
 
Есть правильное и неправильное.
 
В медицине любой подход проверяется опытом. И правильным подходом считается, тот при котором эффективность выше эффекта плацебо. Следует отметить, что в акупунктуре эффект зачастую зависит от мастерства врача, поэтому двойной слепой плацебоконтролируемый метод исследования в данной ситуации неприемлем. Ряд исследований в Китае доказывает эффективность акупунктуры и фитотерапии, тогда как на западе эффективность опровергается, это связанно, прежде всего, с недостаточным или отсутствием изучения основ ТКМ на Западе.
 
Конечно, когда в наш центр приходит пациент с болью в спине, его обязательно направляем на рентген обследование, чтобы до лечения исключить патологию, при которой противопоказан акупунктура.
Но с другой стороны ТКМ оказывается эффективной даже в ряде диагностически неясных случаев. Это как раз связано с наличием своей диагностики в ТКМ, а все терапевтические принципы вытекают напрямую из диагноза. Приравнивать диагнозы ТКМ и Западной медицины невозможно. Например, для широко распространенного диагноза – «Спондилопатия» (остеохондроз позвоночника) отсутствует аналог в ТКМ. Боль в спине с точки зрения ТКМ – это симптом или синдром поражения какого-либо органа цзан-фу или канала, но не болезнь. С другой стороны «Болезнь Преграды» (онемения) в ТКМ воспринимается на много шире, чем ревматизм в современной Западной медицине. По сути, «Болезнь Преграды» охватывает все коллагенозы, классифицируя их по уровню поражения, органам и тканям, и по характеру проявлений.
 
В моей практике было несколько диагностически неясных случаев, где акупунктура, как самостоятельный метод оказалась эффективной.
 
Клинический пример
 
Больная В, 64 года
 
Поступила в гинекологическое отделение с жалобами на острую задержку мочи, отсутствие позывов на мочеиспускание.
 
Anamnesis morbi: Задержка мочеиспускание появилось остро. Раньше были моменты с затруднением мочеиспускание, вялой струи мочи.
 
При внешнем осмотре определяются признаки акромегалии.
 
В неврологическом статусе: ЧМН. Движения глазных яблок в полном объеме. Слабость конвергенции, аккомодации. Тригеминальные точки безболезненны, чувствительность на лице сохранена. Лицо симметрично, язык по средней линии. Глотание, фонация в норме. Мягкое небо подвижно, глоточный рефлекс живой. Активные движения в полном объеме. Намечены рефлексы орального автоматизма. Мышечная сила 5 баллов во всех сегментах. Сух/пер. рефлексы D=S с рук и с ног. Чувствительных нарушений нет. В позе Ромберга устойчива, координаторные пробы выполняет. Менингиальные знаки abs.
Больной было выведено катетером 3 литра мочи.
 
Для исключения эндокринной патологии и V-процесса спинного мозга сделаны анализы на гормоны ТТГ, СМТГ, МРТ поясничного отдела позвоночника
 
В данных анализов на гормоны показатели в пределах нормы.
 
МРТ поясничного отдела позвоночника: данных за V-процесс нет, спинной мозг без особенностей.
Была проведен консилиум с участием эндокринолога, уролога, невролога, нейрохирурга, диагноз: Нейрогенный мочевой пузырь. Диффузный узловой зоб, эутиреоз.
 
Больная получала лечение: вазоактивными препаратами, ноотропами.
Эффекта от медикаментозного лечения в течение 2 недель не было, больной выводилась моча катетером каждый день в количестве около 1,5 литров. Через 2 недели больную направили на консультацию в ЦНМЛ. После осмотра больной, ознакомления с историей болезни было решено провести 3 сеанса рефлексотерапии.
 
У данной больной с точки зрения западной медицины диагноз не был до конца уточнен и по-моему мнению диагноз: Нейрогенный мочевой пузырь, является рабочим, но не заключительным.
Поэтому ведение этой больной было с точки зрения ТКМ, и перед первой процедурой была проведена классическая диагностика по БА-ГАН, органам цзан-фу и системе каналов и вторичных каналов. Выбор точек проводился в соответствии с диагнозом ТКМ.
 
Диагноз ТКМ: Задержка ци и жидкостей мочевого пузыря, блокирование нижнего обогревателя, на фоне дефицита ян ци почки.
 
Так, после третьего сеанса акупунктуры у больной появились позывы и мочеиспускание по каплям. Курс лечения был продлен до 10 процедур. После 5 процедур мочу перестали выводить катетером, так как появилось самостоятельное мочеиспускание. Перед 9 процедурой было проведено УЗ обследование для определения остаточного количества мочи – 200 мл.
 
В данном случае иглоукалывание, с позиций ТКМ оказалась единственным эффективным методом лечения, так как предлагает не только метод терапии, но и диагностику со своей методологической основой.
 
Как уже описывалось вначале статьи, в России недостаточно грамотное и полное изучение ТКМ. А также катастрофическое положение с переводами первоисточников ТКМ на русский язык, существующие переводы (за редчайшим исключением) содержат непонятную эзотерику или это элементарные подстрочники. Поэтому после специализации по рефлексотерапии и клинической практики я принял решение перевести основной источник ТКМ – «Внутренний Канон Желтого Владыки». На данный момент на основе своего перевода написана книга «Современная трактовка Желтого Владыки. Основы восточной медицины», где скомпонованы статьи из «Канона» по 8 разделом, к оригинальному тексту прилагаются комментария и примечания на основе изучения других переводов этого канона и собственной клинической практики. Книга в настоящее время готовится к печати, с содержанием книги можно ознакомиться на сайте  http://www.acupuncture.org.ru/book.htm
 

Сайт доктора Аланова  http://www.acupuncture.org.ru

 

 

 наверх
Главная  |  Медицинский центр  |  Академия  |  Заочное обучение

© 2002-2024 Все права защищены.