Аланов Д. Ф.

Основы Традиционной Китайской Медицины. Клиническое применение.
 
Красноярская Краевая Клиническая больница
 
Традиционная Китайская медицина (ТКМ), характерный элемент цивилизации Восточной Азии и одна из великих медицинских традиций мира, всегда пользовалась повышенным интересом как у специалистов, так и у людей, далёких от медицины. В результате расширения культурного обмена между Востоком и Западом с 50-60 годов прошлого века в нашей стране стали широко распространяться знания акупунктуры (иглоукалывание и прижигание). Но одновременно с этим возникла дискредитация этой области медицины. Связанно это с тем что в России нет целостности ТКМ.
 
Иглоукалывание и прижигание большинство врачей воспринимают как дополнительный параклинический метод лечения. В действительности ТКМ – это целостная медицинская система, включающая собственную теоретическую базу, диагностику, нозологические группы и разнообразные методы лечения (фитотерапия, иглоукалывание и прижигание, массаж туи-на, систему управления собственным обменом веществ и эмоциональным состоянием – ци-гун).
 
Так, когда многие мои коллеги узнают, чем я занимаюсь, то у них зачастую возникает неприязнь к моей работе. Но когда я объясняю основы этой медицинской системы, то практически все поражаются подходам к состоянию пациентов, целостности понимания и взаимосвязи психического и физического состояния.
 
На чем же основана китайская медицина, какие основные концепции?
 
Теоретическая система ТКМ имеет две типичные характеристики: простая материалистическая диалектика и интегральная идея – Небо и Человек взаимосвязаны.
 
Простая материалистическая диалектика
 
«Основная ци» – источник порождения и образования всего. Древние восточные философы считали, что источником космоса является основная ци. Все в мире было произведено основной ци, а именно, первичной ци. Ци – невидимый материальный элемент, который формирует все. Конечно, «все» также охватывает людей. Человек обеспечен основной ци из природы, и она называется ци, основная ци, жизненная ци, или первичная ци. Понятие ци проникло в медицинскую область. Ци – основной материал, который формирует не только организм, но и динамическую силу тела. Жизнедеятельность людей является проявлением движения ци. Различные комбинации ци могут порождать различные вещи. Так, согласно разным местам и разным функциям ци, определены конкретные названия ци, например, истинная ци, наследственная ци, питательная ци, защитная ци, ци печени, ци селезёнки, ци сердца, и т.п.
 
Интегральная идея – Небо и Человек взаимосвязаны
 
Небо и Человек взаимосвязаны. Это – уникальная особенность ТКМ, которая отличается от почти всей мировой медицины. ТКМ расценивает физиологические процессы и патологические изменения в организме человека как непосредственно связанные с Небом (природой). Многие сложные вещи находятся во взаимосвязи, такие, как расцвет и убывание инь и ян природы; пять элементов, которые составляют всё, то есть дерево, огонь, земля, металл и вода; движение солнца и луны, звезд. Климатические изменения весны, лета, осени и зимы; весеннее рождение, летний рост, осенний урожай и зимнее хранение; человеческая функциональная система, в которой пять органов цзан являются главными органами, – всё соединено таким же образом. Скрытые и внутренние связи Вселенной и человека демонстрируются невероятно выразительно.
 
Основные теории восточной медицины: инь-ян, пяти элементов, органов цзан-фу и проявлений, каналов и вторичных каналов, на основе этих теорий построены патогенез и патомеханизмы, болезни и симптомы, диагностические методы и терапевтические принципы.
 
Теория инь-ян утверждает, что все в физическом мире сосуществует в двух противоположных сторонах и что противоположные и связанные движения этих половин стимулируют изменения и развитие всего. Понятия инь и ян используются, чтобы описать эти две тесно связанные стороны.
 
Теория пяти элементов объясняет вообще взаимосвязи среди природных вещей и их относительно устойчивое состояние в течение функционирования. Её первичный принцип заключается в том, что мир состоит из пяти элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждый элемент может или стимулировать, или сдерживать другой. Это явление рассматривается или как взаимопорождение, или как взаимоугнетение (превосходство одного элемента над другим).
 
Теория органов цзан и проявлений рассматривает физиологическое функционирование внутренних органов, их патологические изменения и соотношения. Это – очень важная часть теоретической системы ТКМ. Термин «органы цзан» относится к внутренним органам, то есть, пять органов цзан (печень, сердце, селезенка, легкие, почки) и шесть органов фу (желчный пузырь, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник, мочевой пузырь и тройной обогреватель). Термин «проявления» означает внешние проявления функционирования внутренних органов.
 
Концепция органов цзан в ТКМ включает не только материальные внутренние органы, но и связанные с ними функции. Поэтому, просто приравнять органы цзан в ТКМ к внутренним органам в современной анатомии будет ошибочно.
 
ТКМ исходит из того, что сложная жизнедеятельность человека – это всесторонние функциональные отражения внутренних органов, работа органов цзан и органов фу тесно связана и не может быть разрознена. В дополнение к соответствующим функциям органов цзан-фу есть тесная взаимосвязь между одним органом фу и другим органом фу, между одним органом цзан и другим органом цзан, между органами цзан и органами фу и между органами цзан-фу и внешними органами и тканями в процессе жизнедеятельности. Все они имеют тесную взаимосвязь с природными условиями.
 
Основные компоненты этой теории включают пять органов цзан, шесть органов фу, постоянные чудесные органы фу (головной и спинной мозг, матка, кости, кровеносные сосуды и желчный пузырь), эссенцию (то, что ответственно за рост, развитие, размножение и определяет прочность конституции человека, проявляется физически у мужчин в виде спермы, у женщин яйцеклетками), дух, ци, кровь, жидкости, и т.д. Из них пять органов цзан – главные участники.
 
Теория каналов и вторичных каналов охватывает исследования физиологического функционирования и патологических изменений системы каналов и вторичных каналов человека. Это важная часть теоретической основы ТКМ. Первичные функции каналов и вторичных каналов – ход ци и крови всего организма, связь органов цзан-фу и конечностей, соединение верхней и нижней части организма, внешнего и внутреннего. Следовательно, каналы и вторичные каналы связывают все части тела в одно органическое существо.
 
Теория каналов и вторничных каналов чрезвычайно значима в физиологии и патологии. Она также играет определенную направляющую роль в различных клинических предметах, особенно в акупунктуре, которая использует эту теорию как логическое обоснование.
 
Теория патогенеза исследует все болезнетворные факторы и их свойства, классификацию и характеристики вызываемых этими факторами заболеваний. Эта теория также описана во Внутреннем Каноне Желтого Владыки и основана на интегральной идее, что Человек и Небо взаимосвязаны. Основа теории – концепции инь-ян, пяти элементов, органов цзан и проявлений, и теория каналов и вторичных каналов. Она утверждает, что причины болезней включают воздействие внешних патогенных факторов, эмоциональные нарушения, несбалансированную диету, неправильный образ жизни, физическое, умственное и сексуальное истощение, ранение при падении, перелом, ушиб или растяжение и другие такие же факторы. Среди этих воздействий есть внешние факторы, которые, вторгаясь в тело, проникают в ян, и внутренние факторы, которые, возникая внутри, поражают инь. Так как внешние и внутренние причины болезней и их проявления имеют много разновидностей, в клинической практике врач должен синтезировать все симптомы, определяя исходную причину болезни. О таком подходе говорится: «Обнаруживая симптомы, искать причину».
 
Диагностические методы – способы, использующиеся для сбора клинических данных, которые анализируются с учетом теорий инь-ян, пяти элементов, органов цзан и проявлений, каналов и вторичных каналов, патогенеза и патомеханизмов и т.д., чтобы идентифицировать синдром и определить оптимальные методы лечения. Применяемые диагностические методы напрямую относятся к идентификации синдрома и определению лечения.
 
Диагностические методы, заимствованные из Внутреннего Канона Желтого Владыки, включают четыре пункта: наблюдение, осмотр и аускультацию, опрос, ощупывание пульса и пальпацию. В поздние периоды они названы «четыре исследования». Однако некоторые конкретные методы в четырех исследованиях редко используются в практике сегодня вследствие ряда исторических причин, но врачи всегда придерживаются их идеологии и теории. Развитие диагностики в ТКМ во многом основано на содержании «Канона».
 
Терапевтические принципы – основные правила лечения болезней. Различные терапевтические принципы основаны на интегральной идее, развитой из соответствующих данных, собранных четырьмя исследованиями, и созданы согласно различным болезням и симптомам. Методы лечения зависят от использования различных величин, применимых к разным обстоятельствами, разным индивидуумам, и разных частям организма; верхушка и корень; плановость и неотложность; прямое лечение и парадоксальное лечение; согревание холода и охлаждение жара и так далее.
Терапевтические методы – определенные способы лечения болезней, в соответствии с указаниями терапевтических принципов, согласно виду болезни и симптомам. Определенный метод относится к определенному принципу. Например, терапевтический принцип «опорожнять избыточное» включает такие терапевтические методы, как выпускание внешнего, вызывание рвоты, рассеивание и выведение, очищение кишечника с помощью слабительных и т.д. Терапевтический принцип «восполнять недостаточное» включает такие терапевтические методы, как обогащение ци, увлажнение инь, согревание ян, питание крови, и т.д.
 
Вы ясно видите, что концепции и теории ТКМ отличаются от понятий Западной медицины. Но при этом современная фармакология не использует и 10% трав известных в восточной медицине. Я ни в коей мере не умоляю достоинств современной медицины и технологии.
 
Кто противопоставил Западное и Восточное?
 
Есть правильное и неправильное.
 
В медицине любой подход проверяется опытом. И правильным подходом считается, тот при котором эффективность выше эффекта плацебо. Следует отметить, что в акупунктуре эффект зачастую зависит от мастерства врача, поэтому двойной слепой плацебоконтролируемый метод исследования в данной ситуации неприемлем. Ряд исследований в Китае доказывает эффективность акупунктуры и фитотерапии, тогда как на западе эффективность опровергается, это связанно, прежде всего, с недостаточным или отсутствием изучения основ ТКМ на Западе.
 
Конечно, когда в наш центр приходит пациент с болью в спине, его обязательно направляем на рентген обследование, чтобы до лечения исключить патологию, при которой противопоказан акупунктура.
Но с другой стороны ТКМ оказывается эффективной даже в ряде диагностически неясных случаев. Это как раз связано с наличием своей диагностики в ТКМ, а все терапевтические принципы вытекают напрямую из диагноза. Приравнивать диагнозы ТКМ и Западной медицины невозможно. Например, для широко распространенного диагноза – «Спондилопатия» (остеохондроз позвоночника) отсутствует аналог в ТКМ. Боль в спине с точки зрения ТКМ – это симптом или синдром поражения какого-либо органа цзан-фу или канала, но не болезнь. С другой стороны «Болезнь Преграды» (онемения) в ТКМ воспринимается на много шире, чем ревматизм в современной Западной медицине. По сути, «Болезнь Преграды» охватывает все коллагенозы, классифицируя их по уровню поражения, органам и тканям, и по характеру проявлений.
 
В моей практике было несколько диагностически неясных случаев, где акупунктура, как самостоятельный метод оказалась эффективной.
 
Клинический пример
 
Больная В, 64 года
 
Поступила в гинекологическое отделение с жалобами на острую задержку мочи, отсутствие позывов на мочеиспускание.
 
Anamnesis morbi: Задержка мочеиспускание появилось остро. Раньше были моменты с затруднением мочеиспускание, вялой струи мочи.
 
При внешнем осмотре определяются признаки акромегалии.
 
В неврологическом статусе: ЧМН. Движения глазных яблок в полном объеме. Слабость конвергенции, аккомодации. Тригеминальные точки безболезненны, чувствительность на лице сохранена. Лицо симметрично, язык по средней линии. Глотание, фонация в норме. Мягкое небо подвижно, глоточный рефлекс живой. Активные движения в полном объеме. Намечены рефлексы орального автоматизма. Мышечная сила 5 баллов во всех сегментах. Сух/пер. рефлексы D=S с рук и с ног. Чувствительных нарушений нет. В позе Ромберга устойчива, координаторные пробы выполняет. Менингиальные знаки abs.
Больной было выведено катетером 3 литра мочи.
 
Для исключения эндокринной патологии и V-процесса спинного мозга сделаны анализы на гормоны ТТГ, СМТГ, МРТ поясничного отдела позвоночника
 
В данных анализов на гормоны показатели в пределах нормы.
 
МРТ поясничного отдела позвоночника: данных за V-процесс нет, спинной мозг без особенностей.
Была проведен консилиум с участием эндокринолога, уролога, невролога, нейрохирурга, диагноз: Нейрогенный мочевой пузырь. Диффузный узловой зоб, эутиреоз.
 
Больная получала лечение: вазоактивными препаратами, ноотропами.
Эффекта от медикаментозного лечения в течение 2 недель не было, больной выводилась моча катетером каждый день в количестве около 1,5 литров. Через 2 недели больную направили на консультацию в ЦНМЛ. После осмотра больной, ознакомления с историей болезни было решено провести 3 сеанса рефлексотерапии.
 
У данной больной с точки зрения западной медицины диагноз не был до конца уточнен и по-моему мнению диагноз: Нейрогенный мочевой пузырь, является рабочим, но не заключительным.
Поэтому ведение этой больной было с точки зрения ТКМ, и перед первой процедурой была проведена классическая диагностика по БА-ГАН, органам цзан-фу и системе каналов и вторичных каналов. Выбор точек проводился в соответствии с диагнозом ТКМ.
 
Диагноз ТКМ: Задержка ци и жидкостей мочевого пузыря, блокирование нижнего обогревателя, на фоне дефицита ян ци почки.
 
Так, после третьего сеанса акупунктуры у больной появились позывы и мочеиспускание по каплям. Курс лечения был продлен до 10 процедур. После 5 процедур мочу перестали выводить катетером, так как появилось самостоятельное мочеиспускание. Перед 9 процедурой было проведено УЗ обследование для определения остаточного количества мочи – 200 мл.
 
В данном случае иглоукалывание, с позиций ТКМ оказалась единственным эффективным методом лечения, так как предлагает не только метод терапии, но и диагностику со своей методологической основой.
 
Как уже описывалось вначале статьи, в России недостаточно грамотное и полное изучение ТКМ. А также катастрофическое положение с переводами первоисточников ТКМ на русский язык, существующие переводы (за редчайшим исключением) содержат непонятную эзотерику или это элементарные подстрочники. Поэтому после специализации по рефлексотерапии и клинической практики я принял решение перевести основной источник ТКМ – «Внутренний Канон Желтого Владыки». На данный момент на основе своего перевода написана книга «Современная трактовка Желтого Владыки. Основы восточной медицины», где скомпонованы статьи из «Канона» по 8 разделом, к оригинальному тексту прилагаются комментария и примечания на основе изучения других переводов этого канона и собственной клинической практики. Книга в настоящее время готовится к печати, с содержанием книги можно ознакомиться на сайте  http://www.acupuncture.org.ru/book.htm

 

Наши эмоции, или почему святые не болеют.

Толгоев В.В.

 

Недавно я проходил курс акупунктуры у врача Аланова Дениса Фирсовича и случайно оказался свидетелем разговора между доктором и пациенткой.

- Доктор я вам очень благодарна, у меня появилась цель в жизни, я теперь могу спокойно и напряженно работать, прекратились головные боли, головокружение, я начала получать удовольствие от жизни.

- Надеюсь, следующий раз вы обратитесь на курс профилактического лечения до возникновения серьезных проблем, провести профилактику проще, чем лечить сформировавшуюся болезнь.

- Когда мне нужно будет придти повторно?

- Повторно Вам необходимо появиться через 6 месяцев.

- Обязательно буду, благодаря вам, я поняла истинную причину своей состояния, и теперь не допущу повторения…
 После этого диалога я решил поговорить с Денисом Фирсовичем и узнать основные концепции и методы, которыми он пользуется:

- Каковы истинные причины заболевания у этой пациентки?
 

- Проработав длительное время методами акупунктуры, я пришел к выводу, что любой человек, обращающийся за помощью, имеет психоэмоциональный дисбаланс. Впоследствии изучая первоисточники восточной медицины, такие как: «Внутренний Трактат Желтого Императора», «Трактат Трудных Вопросов» (которые относятся к культурному наследию человечества, т.е. являются общепризнанными авторитетами), получил подтверждение своим наблюдениям. Основа множества болезненных состояний – психоэмоциональный дисбаланс личности.

 

- Вследствие чего возникает психоэмоциональный дисбаланс?
 

- Если говорить языком восточных трудов, то психоэмоциональная структура делится на 5 составляющих: Ян души, Дух, Логика, Инь души, Воля. Им соответствуют 7 патологических эмоций: гнев, радость, раздумье, тревога, печаль, страх, испуг. Так по этим представлениям поражение определенной составляющей организма приводит к переживанию определенной патологической эмоции. Можно точно утверждать и обратную связь: «зависание» в определенном эмоциональном состоянии приводит к конкретному телесному дисбалансу, т.е. появлению определенного заболевания.

 

Как говорится во «Внутреннем Трактате Желтого Императора»: «Будет ли эффективен метод лечения, фундаментально основанный на духе пациента? Кровь, сосуды, питательная ци, эссенция и дух сохраняются пятью органами цзан. Если человек испытывает чрезмерное эмоциональное расстройство, эссенция будет утеряна, ян души и инь души исчезнут. Возникнет рассеянность, а мудрость и мысли оставят организм. Почему это происходит? Это наказание Неба? Или это ошибка человека?»

 

Если перевести это на язык современности, не усложняя эзотерическими формулировками, т.к. все гениальное просто. Мы можем предложить концепцию возникновения одной из патологических эмоций – эмоции гнева.

 

Как же она возникает эмоций гнева? Вспомните подобную ситуацию. Вот Вы старательно планируете линию своего поведения для получения очень важного для Вас результата. Это может касаться любой сферы Вашей жизнедеятельности. Чем глобальнее Вы ставите перед собой цель, тем мощнее задействованы системы Вашего организма. Ваша психика выстроила образный ряд поведения, физиология подготавливается для испытания комплекса приятных ощущений после достижения цели. В общем, вся Ваша личность сильно настроена на получение определенного положительного для Вас результата.

 

А теперь внимание! Ничего не получилось. Причины могут быть разными. Вы не оказались в нужном месте в нужное время, нужный человек выдал Вам реакцию обратную ожидаемой и т.д. и т.п. Что испытывает человек в этих часто встречающихся ситуациях? Негодование переходящее в гнев. Если планируемое касается бытовых вопросов, то гнев утихнет. Впрочем внося в Ваши телесные реакции мало хорошего, вызвав «вегетативную бурю». Но если «обломали» в достижении чрезвычайно важной для Вашей личности цели, тогда эмоциональное потрясение проникнет в самые архаичные структуры Вашего организма.

 

- Какие будут проявления состояния гнева и как можно самому снять «вегетативную бурю»?
 

- В восточной медицине это называется поражение ян души. В соответствие с теорией Пяти Элементов это вызовет гиперактивацию функции печени, что будет проявляться следующими симптомами: рассеянность, потеря самообладания, нарушение памяти, процессов мышления, покраснение верхней части тела, головные боли, головокружение, нарушение зрения, «летучие» боли во всем теле, спазм мышц голеней, бедер, нарушение менструального цикла.

Чтобы снять самому это состояние для начала нужно сесть принять удобное положение и расслабиться, далее можно применить медитативную технику «нивелирование эмоций», этой снимет состояние патологического гнева, но при этом «вегетативная буря» и симптомы гиперактивации печени сохраняются. Чтобы снять симптомы гиперактивации печени необходимо воздействовать на точку элемента Металл на канале печени. Открыв любой справочник по рефлексотерапии, мы найдем, что это точка F-4 (чжун-фэн). Ее можно простимулировать акупрессурой (точечным массажем), надавливая в течение 2-3 минут при этом желательно, чтобы возникли легкие болезненные ощущения. При правильной активизации этой точки происходит подавление симптомов «вегетативной бури».

 

- Но как я понял у Вашей пациентки было длительное хроническое состояние?
 

- Состояние этой пациентки до моего лечения я бы охарактеризовал, как Начальные проявления преходящего нарушения мозгового кровообращения. Ее беспокоили выраженное головокружение, частые головные боли, легкие нарушение координации, выраженная усталость, утомляемость, депрессия чередующаяся с приступами агрессии, в связи с чем возникали постоянные проблемы на работе и в семье. Она уже прошла многих врачей (неврологов, психотерапевтов), но лечение давало незначительный и нестойкий эффект, состояние постепенно усугублялось.

 

- Почему же Вы ее смогли помочь, а другие врачи не получили эффекта?
 

- Важно понять, что современная система медицины имеет техногенную основу и ориентируется на подобные же технические методы коррекции здоровья. И как следствие изначально отвергает любые методики, работающие на уровне холистической (целостной) медицины. Следует отметить, что человеческий организм выходит далеко за рамки его телесного проявления. Так у этой пациентки была серьезная психоэмоциональная подвижка с довольно высоким уровнем поражением энергетической системы организма. Так сформировался порочный круг: психоэмоциональное состояние (вспышки гнева) ухудшают общее состояние, в свою очередь общее истощение приводило к ощущению безысходности и как следствие провоцировало новые вспышки гнева. Так и лечение нужно было проводить с учетом психоэмоциональных и соматических проблем, корректируя их одновременно.

Когда она пришла ко мне на первичную консультацию, я понял, что смогу помочь ей.

 

- Как вы можете почувствовать за какого больного браться, а за какого нет?
 

- Для эффективного воздействия на человека я вхожу в состояние глубокого медитативного транса. Если я не могу помочь этому человеку мне, увы, приходится отказать в продолжении лечения. Если я понимаю, что этому человеку помогу, то продолжаю до полного излечения. Я всегда обеспечиваю качество лечения.

 

- Какие методы лечения Вы использовали в данном случае?
 

- Я поставил ей клинико-энергетический диагноз: Внешний ложный избыток жара на форе внутреннего дефицита холода. В соответствие с этим диагнозом я определил, что у нее активен Необычный Опоясывающий Сосуд. Этот сосуд относится к системе 8 необычных сосудов и требует специальных техник акупунктуры.

 

- Возможно ли применить в таких случаях методы самовоздействия?
 

- Ну почему же. В любом случае необходимо желание самого пациента выйти из болезненного состояния. Я ее обучил медитативной технике «нивелирование эмоций». Но чтобы разорвать порочный круг этого состояния, нужна помощь специалиста, владеющего специальными техниками активации Необычных Сосудов. Эти техники довольно жесткие по воздействию и вызывают выраженные вегетативные реакции организма: учащение или урежение пульса, профузное потоотделение, чувство жара или холода во всем теле. Данную технику я назвал: «Открытие чудесного источника». При правильном воздействии я ощущаю, что проблемы больного начали разрешаться с моей помощью.

Как мне стало известно, подобные техники акупунктуры описываются в архивах института Аненнербе. Они применялась для летчиков люфтваффе. Человек, получивший акупунктурное воздействие по данной методике, мог лететь в разгерметизированном самолете на высоте выше 7000 м. Т.е. воздействие акупунктурой на столько сильное, что может сделать человека бесчувственным к воздействиям плотных земных энергий. В частности к воздействию притяжения, сильному перепаду атмосферного давления и остальным проявлениям, независимым от человеческой природы. Что позволяло им спокойно пережить декомпрессии, состояния связанные с опасностью для жизни.

Как показала практика, человеческий организм поддержанный влиянием Свыше (правильной акупунктурой) в состоянии противостоять любым влияниям, оказывающим плохое действие на организм.

Как говорится в 8 Псалме: «Немногим умалил Его (человека), от Ангелов, Силой и Славой увенчал Его. Поставил над делами рук своих, Все положил под ноги Его».

 

- Денис Фирсович вы довольно хорошо объяснили возможные причины болезней и методы их лечения. Где можно подробнее почитать об этом?
 

- Более детальное изучение данного вопроса можете найти в книге «Современная трактовка Желтого Владыки: Основы восточной медицины», а также в последующих моих работах.
 

Литература:
1. Аланов Д., Современная трактовка Желтого Владыки: Основы восточной медицины/Киев:"Ника-Центр", 2005.- 312с.
2. Zhu Ming, The Medical Classic of The Yellow Emperor.- FLP, Beijing, China, 2001.
 

Наши эмоции, или почему святые не болеют.
продолжение

Тимофеев Д.А., Меньщиков Д.В.
Красноярская краевая клиническая больница
Городская клиническая больница №7, г. Красноярск

Проработав длительное время методами акупунктуры, мы пришли к выводу, что любой человек, обращающийся за помощью, имеет психоэмоциональный дисбаланс. Впоследствии изучая первоисточники восточной медицины, такие как: «Внутренний Трактат Желтого Императора», «Трактат Трудных Вопросов», «Обсуждение заболеваний вызванный Холодом» (которые относятся к культурному наследию человечества, т.е. являются общепризнанными авторитетами), мы получили подтверждение своим наблюдениям. Основа множества болезненных состояний – психоэмоциональный дисбаланс личности.
Рассмотрим это глубже. В восточной концепции психоэмоциональная структура делится на 5 составляющих:
1.   Ян души-хунь 魂 – восприятие внешнего мира человеком;
2.   Дух-шэнь 神 – эмоции человека;
3.   Логика-и 意 – процессы мышления, рефлексия, память человека;
4.   Инь души-по 魄 – инстинкты, бессознательное в человеке;
5.   Воля-чжи 志 – сила воли, навыки.
Современная техногенность мышления основной массы людей ориентируется на подобные же технические методы коррекции здоровья. И как следствие изначально отвергает любые методики, работающие на уровне холистической (целостной) медицины. Хотя возможен вариант попытки приспособить те или иные методы глубинного, энергетического воздействия на нужды тела без учета интересов более высших структур сознания и организма в целом.
Следует отметить, что человеческий организм выходит далеко за рамки его телесного проявления.
Все согласятся с этой позицией, т.к. опыт работы в медицине, да и опыт собственной жизни подтверждают вышеизложенное у любого профессионала.
Возвращаясь к позициям восточной медицины, получаем подтверждения нашим выводам. Болезнь возникает вследствие нарушения «взаимосоответствия Человек-Небо» (основополагающий принцип Дао). Понятие Небо следует здесь расшифровать не только как физическое явление, но и как высшее проявление личности человека, его духовную доминанту. Так в первой статье «Внутреннего Трактата Желтого Императора» сказано:
«Древнейшие люди имели знания Дао, следовали законам инь и ян, гармонизировались разнообразными методами и были воздержаны в пище и напитках. Они вели размеренный образ жизни и не выполняли однообразную работу. Следовательно, их энергия формы тела действовала заодно с духом и исчерпывалась при достижении их Небесного возраста, жили до ста двадцати лет и затем устранялись.
 Однако современные люди не ведут себя подобным образом. Они принимают алкогольные напитки, как сок, ведут неправильную жизнь как общепринятую практику и занимаются любовью, будучи пьяными. Их эссенция истощается желаниями, и их истинная ци растрачивается любимыми вещами. Они не знают, как удерживать основную ци наполненной и не управляют периодами их духа. Кроме того, они страстно желают после моментов удовольствия, веселятся заботой о здоровье, и повседневная жизнь лишена умеренности. Следовательно, эти люди немощные в их шестьдесят лет».
В восточной медицине существуют 7 патологических эмоций: гнев, радость, раздумье, тревога, печаль, страх, испуг. Так по этим представлениям поражение определенной составляющей организма приводит к переживанию определенной патологической эмоции. Можно точно утверждать и обратную связь: «зависание» в определенном эмоциональном состоянии приводит к конкретному телесному дисбалансу, т.е. появлению четкого синдрома определенного заболевания.
Как говорится во «Внутреннем Трактате Желтого Императора»: «Будет ли эффективен метод лечения, фундаментально основанный на духе пациента? Кровь, сосуды, питательная ци, эссенция и дух сохраняются пятью органами цзан. Если человек испытывает чрезмерное эмоциональное расстройство, эссенция будет утеряна, ян души и инь души исчезнут. Возникнет рассеянность, а мудрость и мысли оставят организм. Почему это происходит? Это наказание Неба? Или это ошибка человека?»
Если перевести это на язык современности, не усложняя эзотерическими формулировками, т.к. все гениальное просто. Мы можем предложить концепцию возникновения одной из патологических эмоций – эмоции гнева.
Как же она возникает эмоций гнева? Вспомните подобную ситуацию. Вот Вы старательно планируете линию своего поведения для получения очень важного для Вас результата. Это может касаться любой сферы Вашей жизнедеятельности. Чем глобальнее Вы ставите перед собой цель, тем мощнее задействованы системы Вашего организма. Ваша психика выстроила образный ряд поведения, физиология подготавливается для испытания комплекса приятных ощущений после достижения цели. В общем вся Ваша личность сильно настроена на получение определенного положительного для Вас результата.
А теперь внимание! Ничего не получилось. Причины могут быть разными. Вы не оказались в нужном месте в нужное время, нужный человек выдал Вам реакцию обратную ожидаемой и т.д. и т.п. Что испытывает человек в этих часто встречающихся ситуациях? Негодование переходящее в гнев. Если планируемое касается бытовых вопросов, то гнев утихнет. Впрочем внося в Ваши телесные реакции мало хорошего, вызвав «вегетативную бурю». Но если «обломали» в достижении чрезвычайно важной для Вашей личности цели, тогда эмоциональное потрясение проникнет в самые архаичные структуры Вашего организма. В восточной медицине это будет называться поражение ян души (魂). В соответствие с теорией Пяти Фаз это вызовет повреждение основной ци печени, что будет проявляться следующими симптомами:
·     рассеянность;
·     потеря самообладания;
·     нарушение логики, процессов мышления;
·     покраснение верхней части тела;
·     головные боли;
·     головокружение;
·     нарушение зрения;
·     «летучие» боли во всем теле;
·     спазм мышц голеней, бедер;
·     нарушение менструального цикла.
В данном случае, чтобы подавить патологическую эмоцию гнева можно использовать акупунктуру. Точка выбирается в соответствие с правилом угнетения теории Пяти Фаз. Гнев соответствует органу печени. Так для подавления этой эмоции нужно воздействовать на точку элемента Металл на канале печени. Открыв любой учебник, мы найдем, что это точка LR-4 (чжунфэн). При стимуляции этой точки происходит подавление патологической эмоции гнева.
Правильно используя технику укалывания, эмоция гнева «останавливается». С «остановкой» этой эмоции физиологические проявления организма возвращаются в состояние баланса. Личность приходит к «взаимосоответствию Человек-Небо». И мы можем предположить дальнейшее нормальное протекание всех жизненных процессов.
Кстати, при длительном «зависании» в состоянии патологической эмоции происходит истощение основной энергии всего организма, впоследствии приводящее к поражению сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. Превалирующим моментом, конечно, является подвижка психоэмоциональной структуры. Не нужно ждать, когда сойдет лавина, если Вы не дадите упасть первому камню, лавины не будет.
Впрочем, любую лавину можно расчистить…
Итак, какая лавина может развиться, и как ее расчищать, если во время не остановить негативные последствия патологического гнева?
Гнев поразил печень, и соответственно при более длительном (несколько дней) состоянии раздражения вызывает дисбаланс в желчном пузыре. Возникает перегрузка канала желчного пузыря, которая компенсирует состояние печени. Это проявляется следующими симптомами:
·     горечь во рту,
·     болезненность в области ребер,
·     ограничение движений в позвоночнике,
·     головные боли, головокружение
·     боли по наружной поверхности голени и бедра,
·     интермиттирующая лихорадка,
·     потливость.
На этом этапе следует выровнять состояние внутри фазы Дерево, включив ло-поперечный канал между печенью и желчным пузырем. Тем самым перебрасывается избыточность печени на канал желчный пузырь, при этом на какое-то время (2-3 дня) симптоматика патологии желчного пузыря может усугубляться. Для этого необходимо активизировать точку источник (GB41) на канале желчного пузыря, а затем точку ло (LR5) на канале печени.
После необходимо сгармонизировать состояние канала желчного пузыря. Можно также по принципу угнетения Пяти Фаз активизировать точку фазы Металл на канале желчного пузыря (GB44), дополнительно рассеять сочувственную точку желчного пузыря на спине (BL19) и активизировать ло-пункт на канале желчного пузыря (GB37). Тем самым полностью гармонизируется состояние элемента Дерево, избыточность извращенной энергии элиминируется.
Если на этом этапе вы не обратились за помощью, то по правилу взаимоусиления патология Дерева переходит на фазу Огня. Фазе Огня соответствует 4 органа: сердце, тонкий кишечник, перикард, тройной обогреватель. Учитывая концепцию восточной философии в том, что Император (сердце) поражается в последнюю очередь, то основная проблема сконцентрируется на помощнике Императора и его парном органе: перикарде и тройной обогревателе. Эти органы могут дать следующую клинику:
·     жар в ладонях;
·     судороги в руках, локтях;
·     распирающая наполненность в грудной клетке;
·     сердцебиение;
·     покраснение лица;
·     раздражительность или беспрестанный смех;
·     боли в области глаз, щек;
·     снижение слуха;
·     боли в руках по наружной поверхности.
Состояние избыточности фаз Дерева и Огня можно отрегулировать за счет выравнивания инь и ян заинтересованных органов и организма в целом. Для этого необходимо активизировать функцию фаз Воды и Металла и одновременно элиминировать избыточность Дерева и Огня.
Такое состояние может удерживаться довольно длительное время, в зависимости от состояния фаз Воды и Земли, примерно от 6 месяцев до 1 года.
При длительной избыточности Дерева и Огня возникает истощение фазы Воды, так как она подпитывает Дерево и угнетение Земли, в соответствие с правилом взаимоугнетения Пяти Фаз.
Таким образом, формируется состояния внешней избыточности Дерева и Огня (поверхностная ян избыточность), на фоне внутреннего дефицита Воды и Земли (глубокий инь дефицит), с общим истощением организма. Оно проявляется следующим:
·     нарушение инь-ян процессов организма между верхней и нижней половинами тела;
·     основная симптоматика внешнего характера с канала печени и желчного пузыря (см. выше)
·     четкая болезненность, ригидность мышц по ходу ножных каналов, особенно желчного пузыря, с поражением мышц и связочного аппарата.
·     вовлечение вторичных ходов каналов, т.е. будут явно видимые признаки.
Учитывая дефицит основной энергии организма (синдром дефицита в соответствие с диагностикой по 8 синдромам), эта симптоматика соответствует активному состоянию необычного сосуда Дай-Май (Опоясывающий сосуд). Типичный пример – грыжа межпозвонкового диска, при которой отмечается ригидность мышц, острая болезненность и одновременно снижения обменных и трофических процессов в сухожильно-мышечном аппарате, и как следствие этого – снижение фиксационных свойств позвонков, которое выражается нестабильностью.
Людей с такой патологией можно также охарактеризовать как «желчные люди», часто человек сам не чувствует что болен, и внезапно попадает на операционный стол по поводу желчнокаменной болезни. На фоне сниженной критике к своему физическому и психоэмоциональному состоянию (затуманенность сознания), наблюдаются всплески агрессивного поведения с общим депрессивным фоном.
Как же лечить такое довольно тяжелое состояние, когда возникает синдром дефицита на общеорганизменном уровне?
Необходимо начинать лечение с активизации Опоясывающего сосуда и использовать точки для включения энергетического контура данного сосуда. Если не использовать технику работы с необычным сосудом, то облегчение состояния будет незначительное и непродолжительное.
Для включения активного контура Опоясывающего сосуда необходимо специальная техника укалывания точки ключа (GB-41) с получением выраженной вегетативной реакцией всего организма: тахи- или брадикардия, профузное потоотделение, чувство жара или холода во всем теле.
Данная техника описана только во «Внутреннем Каноне Желтого Владыки», мы условно ее назвали: «Открытие чудесного источника». Эта методика укалывания активизирует скрытые ресурсы организма, повышает устойчивость к сильным внешним воздействиям всей нервной и эндокринной системы, так как происходит интенсивный вход энергии в организм, вследствие активизации «взаимосоответствия Человек-Небо», т.е. это метод истинной акупунктуры, который создает поддержку организма Свыше. В случае ее применения человек может выдерживать серьезные перегрузки, в т.ч. резкие перепады атмосферного давления, которые могут возникать при разгерметизации самолета или быстрого подъема водолазов с большой глубины. Данную методику укалывания нельзя применять самостоятельно, возможно использование только грамотным специалистом, знающим базовые каноны восточной медицины.
Затем в зависимости от уровня пораженного обогревателя используются точки соответствующие точки необычного сосуда. При работе на этом уровне поражения необходимо использовать минимальное количество точек. Если Вас обкололи как ежика, это не значит, что сразу станет легче. Наоборот использование за сеанс 1-2 точек создаст оптимальное движение энергий, для восстановления состояния организма в целом.
Далее симптоматика обычно изменяется в обратном порядке, при этом возможны обострения, аналогичные состояниям, которые у вас были, когда-то ранее до формирования настоящей болезни.
Как видите, лавина получается очень серьезная, сегодня вы погневались, а через год  или два, вы не можете ходить от болей в пояснице и ногах. Поэтому во «Внутреннем Каноне Желтого Императора» сказано: «Совершенномудрые не лечат сформировавшуюся болезнь, но лечат несформировавшуюся болезнь; они не лечат сформировавшиеся нарушения, но лечат несформировавшиеся нарушения. Это только так. Таким образом, если болезнь сформировалась, то поздно использовать лекарства, если нарушение сформировалось, то поздно применять лечение, это состояние подобно выкапыванию колодца, когда хочется пить, или подобно тренировки в метании ножей, когда вокруг идет бой. Это поздно, не так ли?»
Резюмируя вышесказанное: проще воздействовать на проблему на начальных стадиях и это можно сделать самостоятельно, но на поздних стадиях может помочь только грамотный специалист и курс лечения уже довольно длительный (10-20 процедур), а иногда даже 2-3 курса лечения с небольшими перерывами.
Следует отметить, что на всех этапах развития вышеописанного процесса можно применять адаптированный комплекс восточных медитаций, особенно медитативную технику: «Нивелирование эмоций». Данный комплекс медитативных техник будет описан в последующих работах.
 
Литература
1. Современная трактовка Желтого Владыки: Основы восточной медицины/Перевод и комментарии Д. Аланов, Киев:«Ника-Центр», 2005.– 312 с.: ил.
 
 
 Сообщаем,
   что вышла из печати книга

Современная трактовка
Желтого Владыки
.
Основы восточной медицины
Перевод и комментария Д. Аланов

Вашему вниманию представлен уникальный труд по основам восточной медицины. Книга написана на основе перевода базового трактата восточной медицины: «Внутренний Канон Желтого Владыки».
Структура книги аналогична китайскому учебнику «Медицинская Классика Желтого Императора», обязательного к изучению в Китае. В ней освещены все ключевые концепции восточной медицины, основные заболевания и методы их лечения.

Особенно важно то, что перевод сделан практическим врачом, поэтому в отличие от других аналогичных работ в данной книге использовалась более понятая и грамотная терминология с учетом общепринятой в англоязычной литературе, а также даны пояснения к основным понятиям восточной медицины, что значительно облегчает понимание текста не только врачами и студентами медицинских ВУЗов, но и простыми читателями.

В отличие от других переводов медицинских трактатов при указании акупунктурных точек в тексте, в примечании всегда приводятся их стандартное буквенно-цифровое обозначение и локализация, это значительно облегчает поиск и использование точек специалистами.
Таким образом, перед читателем книга на русском языке, которую можно понять с лёгкостью без особых знаний традиционной китайской медицины и восточной культуры.
 
Объем книги 312 страниц, 12 иллюстраций.
С содержанием книги можете ознакомиться:   http://www.acupuncture.org.ru/book.htm
Если Вас заинтересовала книга, Вы можете прислать заявку на  webmaster@acupuncture.org.ru.
 
Просьба в заявке на книгу указать:
полностью Имя, Отчество, Фамилию,
индекс ближайшего почтового отделения,
точный адрес: государство (республику, область и т. д.).
 
Один экземпляр книги стоит 420 рублей (без расходов по пересылке).
Книга уже рассылается почтовыми отправлениями (бандеролями).
Оплата производится наложенным платежом на день получения книги (только для России).
Для граждан других стран книга высылается по предварительной оплате.
 
 
 
 
 наверх
Главная  |  Медицинский центр  |  Академия  |  Заочное обучение

© 2002-2024 Все права защищены.